Георгиевский храм

                                         

 

        Контактная информация:
Адрес: 391330 г. Касимов Рязанской области, ул. Октябрьская, д. 8
Телефон: 8-49131-2-41-88

Настоятель: протоиерей  Симеон ПРАВДОЛЮБОВ

Историческая справка:
Георгиевская церковь упоминается в писцовых книгах князя Петра Воейкова в 1627 году, где о ней пишется, что «в Пушкарской слободе существовала деревянная церковь». Видимо, она или пострадала от пожара, или пришла в ветхость, так как за 1676 год она уже не упоминается. Историки считали, что Георгиевская церковь была первой из церквей, основанной русскими в Касимове.
Народное предание говорит, что на месте построения Георгиевского храма были некогда непроходимые леса, где спасался одинокий пустынник. Лесные звери не давали ему спокойно жить и молиться, и он как-то дал обещание построить храм Великомученику Георгию — ведь тот не раз спасал его от волков.
Этот пустынник и построил церковь на кургане. Памятником существования некогда этой церкви стал Георгиевский придел в Богоявленском храме, который был построен еще в XVII веке в той же Пушкарской слободе. Богоявленскую церковь так и называли всегда Георгиевская-Богоявленская. Сначала она тоже была деревянной, но в 1700 году купцом гостиной сотни Иродионом Ильиным Гагиным и прихожанами храма была построена каменная Богоявленская церковь.
Приделов в ней было три: в холодной — в честь Богоявления Господня и святого великомученика Георгия, в трапезной — во имя святителя Николая Чудотворца и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
В 1702 году Петр Великий посетил Касимов, местоположение города очень понравилось ему, особенно этого храма. Он дал притчу жалованную грамоту на земли, которая со временем была утеряна.
Есть предположение, что на месте храма некогда был городецкий Богоявленский монастырь, так как считали, что икона Богоявления Господня, которая находилась в храме, перешла в него из того монастыря.
Сначала Богоявленский храм представлял собой одноэтажный простой квадрат, но в 1816 году церковь была отделана почти заново. В 1871 трапезная была сломана и построена заново, а в 1873 году поставлен был новый иконостас сначала в приделе Зосимо-Савватиевском, а в 1882 году — в Георгиевском. Иконостас в Богоявленском приделе отличался своей массивностью и обилием старинных икон.
К памятникам древности принадлежало Евангелие 1657 года. При Богоявленской церкви сохранился камень с надписью, в котором сказано что Городец «сей, получил крещение чрез святого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме».
За алтарем Георгиевской церкви по рассказам современников, захоронен известный шут царя Петра I — Балакирев. Царь Петр подарил Балакиреву имение в Касимовском уезде, где он часто бывал. Потом имение перешло в другие руки, но память о Балакиреве осталась.
После революции в 1922 году из храма были отобраны сначала все ценности для голодающего Поволжья, затем для музея взяли все то, что считали нужным.
09.03.1939 г. было принято решение Касимовского РИКа о закрытии и сносе Богоявленской церкви, хотя президиум Касимовского горсовета от 04.01.1937. уже принимал такое постановление о закрытии храма. Тогда же ставился вопрос о привлечении причта к уголовной ответственности за то, что он стремился укрыть церковное имущество от конфискации и национализации. Решение это было выполнено наполовину, церковь закрыли, а здание было передано кожзаводу под сырьевой склад.

Современное состояние:
Приделы:
— главный придел – освящён в честь Богоявления Господня и вмч. Георгия;
— Левый придел освящён 12 мая 1994 г. в честь преп. Зосимы и Савватия Соловецких.
Храмовые праздники:
19 января – Богоявление Господне; 9 декабря – освящение церкви вмч. Георгия в Киеве; 6 мая – память вмч. Георгия; 21 августа – перенесение мощей прп. Зосимы и Савватия Соловецких.

В одном из пределов храма находится ковчег, в котором покоятся частицы мощей преподобных отцев Киево-Печерских

1. Преп. Прохора Лободника
2. Преп. Иоанна Постника
3. Преп. Василия мученика

4. Преп. Феодора мученика
5. Преп. Поликарпа, архимандрита Печерского
6. Преп. Дамиана Целебника
7. Преп. Варлаама, игумена Печерскго
8. Преп. Еразма Печерского
9. Преп. Тита иеромонаха
10. Преп. Феофила

11. Преп.  Иоанна
12. Преп. Марко Гробокопателя
13. Преп. Нектария схимника
14. Преп. Григория иконописца
15. Преп. Сергия Послушливого
16. Преп. Саввы Богоугодника
17. Преп. Пимена Многоболезненного
18. Преп. Нестора Летописца
19. Преп. муч. Евстратия
20. Преп. Моисея Угрина
21. Преп. Иоанна Многострадального
22. Преп. Николы Святоши князя Черниговского
23. Преп. Онуфрия Молчаливого
24. Преп. Григория Чудотворца
25. Преп. Исаии Чудотворца                        

26. Преп. Аврамия Трудолюбивого
27. Преп. Нифонта, епископа Новгородского
28. Преп. Сильвестра чудотворца
29. Преп. Макария Постника
30. Преп. Кукши священномученика
31. Преп. Пимена Постника
32. Преп. Анатолия
33. Преп. Онисифора исповедника
34. Преп. Алипия иконописца
35. Преп. Симона, епископа Суздальского
36. Преп. Феофана Постника
37. Преп. Никона, игумена Печерского
38. Преподобномуч. Анастасия диакона
39. Свв. двенадцать мастеров зодчих церкви Печерской
40. Преп. Ефрема, епископа Переяславского
41. Преп. Агапита врача Печерского
42. Преп. Луки, иконома Печерского
43. Преп. Илии из града Мурома
44. Св. муч. Иоанна младенца
45. Преп. Никона Сухого
46. Преп. Афанасия затворника
47. Преп. Спиридона просфорника
48. Преп. Никодима просфорника

Дальние пещеры (преп. Феодосия)

 1. Преп. Павла Послушливого
2. Преп. Григория Чудотворца
3. Преп. Агафона Чудотворца
4. Преп. Пимена Постника
5. Преп. Мартирия диакона
6. Преп. Зинона Постника
7. Святитель Филарета, митрополита Киевского (Амфитеатров; †1857)
8. Преп. Нестор Некнижный
9. Преп. Захария Постник
10. Преп. Меркурий Постник
11. Преп. Паисий
12. Преп. Ахила диакон
13. Преп. Ипатий Целебник
14. Преп. Вениамин
15. Преп. Евфимий схимник
16. Преп. Арсений Трудолюбивый
17. Преп. Феофил, епископ Новгородский
18. Св. священномученик Владимир, митрополит Киевский (†1918)
19. Преп. Феодор Молчаливый
20. Преп. Силуан схимник
21. Преп. Тит воин
22. Св. отрок Леонтий канонарх
23. Преп. Сисой схимник
24. Преп. Игнатий, архимандрит Печерский
25. Преп. Иосиф Многоболезненный
26. Преп. Макарий диакон
27. Преп. Лаврентий затворник
28. Преп. Моисей Чудотворец
29. Преп. Иларион схимник
30. Преп. Лукиан священномученик
31. Преп. Феодор, князь Острожский
32. Преп. Лонгин, вратарь Печерский
33. Св. отрок Геронтий, канонарх Печерский

Печерские подвижники Ближних пещер.

В Ближних пещерах почивают мощи 73 печерских подвижников. Похороненные здесь были не простыми монахами, а людьми выдающимися, которых почитали еще при жизни. Среди них — прпп. Варлаам, Никон Великий и архимандрит Поликарп; епископ Суздальский Симон, первый русский историк Нестор Летописец; Агапит, врач безмездный; князь-монах Никола Святоша — основатель первой монастырской больницы; первый русский иконописец Алипий, двенадцать греков-зодчих и иконописцев Успенского собора, былинный богатырь и монах Илья Муромец. Кроме того, в Ближних пещерах похоронены монахи монастыря, которые в разное время приняли смерть (мученики) или были подвергнуты истязаниям (исповедники) за свои взгляды и веру. Среди них — просветитель вятичей священномученик Кукша, Евстратий, Никон Сухой. Все эти погребения датируются концом XI — началом XII вв. На территории еще действующего в то время подземного монастыря был создан своеобразный пантеон особо чтимых отцов обители.

Затворники в пещерах.

В пещерном коридоре привлекают внимание вмурованные в толщу стены окошки квадратной и круглой форм, отмеченные табличками с именами затворников. Существует ошибочное представление, что умерших затворников просто замуровывали в кельях. Из «Патерика Печерского» мы знаем, что это было не так. Если монах, приносящий подвижнику пищу, на просьбу благословить его, не получал ответ — вход в затвор раскапывали, чтобы убедиться умер ли затворник. Чин погребения в этом случае ничем не отличался от общепринятого. Таблички с именами затворников находятся возле их погребений в локулах.

Антоний Печерский — 983(?) — 1073 г. Преподобный. Память 11 октября, 20 мая (успение) и 23 июля.

Родоначальник монашества на Руси. Основатель Киево-Печерского монастыря.
Согласно церковной традиции считается, что прп.Антоний родился около 983 г. в городе Любече на р.Десне. Мирское имя — Антипа. С детства был очень набожный. Около 1047-1048 гг. посетил Афон, где принял монашество. Нашел приют в Есфигменском монастыре. Вернувшись в Киев, основал Печерскую обитель. Биографические данные о прп.Антонии известны по фрагментам его Жития, сохранившемся в составе других письменных источников. Умер прп.Антоний 7 мая 1073 г. Канонизирован в XIII в.

Нестор Летописец — 1050-е года — 1114 г.(?) Дьякон Печерского монастыря, писатель-летописец. Преподобный. Память 11 октября и 9 ноября.

Известнейший древнерусский хронист и церковный писатель. Нестор Летописец, автор «Повести временных лет» в редакции 1113 г. Известный также как создатель первых образцов древнерусской житийной литературы — «Чтение о Борисе и Глебе» и «Житие Феодосия Печерского», написанных в 80-х годах ХІ ст. Он принимал участие в перенесении мощей прп.Феодосия из пещер в Успенский собор.
Пострижен в Печерском монастыре в 17-летнем возрасте и был высвящен в диаконы при игумене Стефане (1074-1077).

Агапит — ? — 1095 г. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 14 июня.

Из «Патерика Печерского» известно, что прп.Агапит принял монашеский постриг еще при прп.Антонии, имел дар исцеления. Лечил больных, давая им обычную монастырскую пищу, которая по молитвам святого становилась лекарством. Платы за лечение никогда не брал, поэтому его прозвали Безмездным. Прп.Агапит вылечил Владимира Мономаха (тогда черниговского князя) переданным «зелием».
Согласно «Патерику Печерскому», прп.Агапит не имел медицинских знаний, однако, он считается первым известным древнерусским врачом. Своей славой Агапит вызвал зависть светского врача-армянина, который пытался даже отравить лечца. Но, после смерти Агапита врач-армянин принял православную веру и постригся в Печерском монастыре.
Дата смерти прп.Агапита приблизительно -1095 г.

Илья (Илия) из града Мурома — ? — ок. 1188 г. Легендарный богатырь. Преподобный. Память 11 октября и 1 января.

Герой народного эпоса, Илья родился в крестьянской семье в окрестностях города Мурома. Он служил у киевского князя Владимира и считался первым среди богатырей. В древнерусских источниках Илья не упоминается. Эрих Лясота в 1594 г. извещает о могиле Ильи Муровлянина возле Софийского собора, откуда его, наверное, перенесли в пещеры. В одной из былин прямо говорится, что богатырь принял «ангельский образ» (монашество) и похоронен в Лавре.
С 1630-х годов известно погребение святого Ильи Муромца в Ближних пещерах, где его мощи покоятся до сих пор.

Никола Святоша — 1070-е года — 1143 г. Князь, монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 27 октября.

Мирское имя — Святослав Давидович. Сын черниговского князя Давида Святославича, правнук Ярослава Мудрого. Был князем Луцким (1099-1100) и Остерским (1106). 17 февраля 1107 г. постригся в монахи Печерского монастыря. В первые четыре года работал для монастырской кухни, потом был ключником-привратником и, наконец, перешел жить в келью, вокруг которой посадил садик. Питался только в монастырской трапезной, хотя имел достаточно средств для индивидуальной келейной жизни. Имел много книг, которые передал обители.
По монастырской традиции, зафиксированной Афанасием Кальнофойським, Никола Святоша считается основателем Троицкой надвратной церкви и Никольского Больничного монастыря с церковью св.Николая. В последний раз упоминается в летописи под 1142 г., когда выполнял дипломатическое поручение по просьбе своего племянника Всеволода Ольговича.
Был известный чудотворениями. Из «Патерика Печерского» повествует о власянице прп.Николы Святоши, которую взял себе на память его брат Изяслав Давидович. Он надевал ее, когда тяжело болел (и всегда исцелялся), а также во время войн.

12 греков-строителей — XI в. Мастера-строители из Византии, принимавшие участие в строительстве Великой Печерской церкви. Память 11 октября и 27 февраля.

Строители Успенского собора, которые прибыли из Константинополя около 1072 г. По сказанию «Патерика Печерского», Пресвятая Богородица, дав подробные наставления мастерам, послала их в Киев к преподобным Антонию и Феодосию для постройки церкви в память о Ней. По завершении работ они приняли монашеский постриг и навсегда остались в Печерской обители. Первоначально были похоронены в притворе Успенского собора. Имена этих святых неизвестны.

Варлаам, игумен Печерский — ? — ок. 1065 г. Преподобный. Память 11 октября и 2 декабря. Первый настоятель Печерского монастыря (1061-1062?).

Сын киевского боярина Иоанна. Пострижен в монахи 19 ноября 1060 г. преподобным Никоном Великим. Стал игуменом Печерской общины приблизительно в феврале 1061 г. При игуменстве Варлаама был заложен первый наземный деревянный монастырь на Дальних пещерах. Вскоре князь Изяслав Ярославич назначил прп.Варлаама игуменом нового «родового» Дмитриевского монастыря в Киеве. В начале 1060-х годов преподобный совершил паломничества в Палестину и Константинополь. Возвращаясь из второго путешествия, заболел и вынужден был остановиться во Владимирском Святогорском Зимненском монастыре на Волыни, где и скончался. Перед смертью прп.Варлаам завещал все купленное им в Греции для собственного монастыря передать Печерской обители.

Никон Великий — ? -1088 г. Игумен Печерского монастыря (1077-1088), писатель. Преподобный. Память 11 октября и 5 апреля.

Первый постриженик прп.Антония. Никон Великий имел сан священника, поэтому прп.Антоний поручал ему постригать братию. Его авторитет был очень велик. Историк М.Д.Приселков даже высказал гипотезу, по которой под именем Никона в пещере прятался бывший митрополит Киевский Иларион (1051-1054), принявший великую схиму.
Прп. Никон постригает в монахи двух знатных вельмож — боярского сына Варлаама и княжеского управляющего Ефрема. Это вызвало гнев князя Изяслава, который хотел заключить Никона в темницу. Преподобный вынужден был оставить монастырь и уйти в далекую Тмутаракань. Там он строит церковь Богородицы и основывает монастырь.
В 1066 г. Никон возвращается в Печерский монастырь, где пользуется большим уважением среди братии. Его постриженик, а теперь игумен, Феодосий, поручил ему, вместе со Стефаном, читать из книг проповеди братии. В отсутствие Феодосия Никон замещал игумена. Однако в 1073 г., во время очередной княжеской междоусобицы Никон снова вынужден бежать в Тмутаракань. Возвращается лишь после смерти Феодосия (3 мая 1074 г.) В 1077 г. его самого избирают печерским игуменом. За время игуменства Никона был украшен мозаикой и расписан фресками Успенский собор.

Кукша (Иоанн) священномученик — ? — 1215 г.(?) Монах Печерского монастыря, миссионер. Священномученик. Память 11 октября и 9 сентября.

Постриженик Печерского монастрыря. Был просветителем и проповедником Евангелия среди вятичей. Проповедуя творил многие знамения и чудеса, но затем был схвачен языческими жрецами и после продолжительных пыток был казнен. Согласно «Патерику Печерскому», в один день с Кукшей в Печерском монастыре умер прп. Пимен Постник, который предсказал братии о смерти святого. В этот день над Печерским монастырем видели три огненных столпа.

Никон Сухой — ? — ок.1101 г. Монах Печерского монастыря. Преподобный. Память 11 октября и 24 декабря.

Вместе с прп.Евстратием и другими монахами Никон попал в плен во время нападения половцев 20 июля 1096 г. Преподобный отказался быть выкупленным, поэтому половцы подвергли его пыткам, морили голодом и жаждой. Он был очень изможден и изранен, вследствие чего и получил свои прозвища: в «Патерике Печерском» — Многотерпеливый, по монастырской традиции — Сухой. Три года прп.Никон терпел страдания, а потом предсказал, что третьего дня окажется в Печерской обители. Его охранники, думая, что Никон решил бежать, подрезали пленнику голени, но преподобный в назначенное время внезапно сделался невидим для своих мучителей и чудесно перенесся в Лавру.
Прошло много лет и в Печерский монастырь пришел половчанин, который держал преподобного в плену. Увидев преподобного живым и здоровым, он со всеми своими родственниками принял христианскую веру и остался иноком в обители, служа своему бывшему пленнику.
На его мощах, которые покоятся в Ближних пещерах, и сегодня видны следы пыток.

Евстратий преподобномученик — ? — 1097 г. Монах Печерского монастыря. Преподобномученик. Память 11 октября и 10 апреля.

Родился в Киеве, выходец из знатной семьи. Раздав свое имущество, поступил монахом в обитель прп. Антония. При нападении на Печерский монастырь половецкого хана Боняка 20 июля 1096 г. попал в плен и был продан иудею в Корсунь в Крым. Среди побратимов-христиан Евстратий проповедовал стойкость в вере и призывал не бояться мученичества, напоминая об обещанной Христом вечной жизни.
За сопротивление своему поработителю, стойкость в вере и проповедь мученичества среди других пленников, был распят на кресте на Пасху в 1097 г. Вися на кресте, мученик оставался живым еще 15 дней. Перед кончиной он изрек пророчество о близкой гибели мучителя-иудея, которое в скором времени сбылось. Тело Евстратия бросили в море, но через некоторое время оно чудесным образом обнаружилось в Печерском монастыре.