Главное

Образование


Комитет по защите семьи, материнства и детства


Информация

Статистика


Объявления


Записей не найдено.

Анонсы


Записей не найдено.

Светлое Христово Воскресение


Записей не найдено.

Конкурсы и фестивали


Рождество Христово


Святые,подвижники благочестия


Рассказы


Василий Ирзабеков. Никола Вешний
Всякий раз, когда девочка пробегала по двору, скучающие на лавочках старушки провожали её горестными вздохами и, грустно перешёптываясь, сочувственно кивали головами.
Геннадий Катышев.Лешка
Сегодня Благовещение, светлый праздник души.

Новое в разделе видео


Статьи


Ольга Решетникова - Не смолкнет эхо над Балканами
К 135-летию Освободительной русско-турецкой войны 1877–1878 гг.
Неудобная правда Церкви
Неужели нельзя было обойтись просто защитой храмов, святынь и символов?
«У Бога на каждого из нас есть планы»
Родившийся без рук и без ног, Ник Вуичич с самого детства верил, что Бог создал его таким для какой-то особой цели.
Чему-нибудь и как-нибудь
Что происходит с преподаванием русской литературы в школе

Об истории села Ибердус

В Рязанских платежных книгах 1628-1630 г.г. Ибердус значится еще деревнею, состоящей за Нелюбом Никоновым сыном Мухановых. А по окладным книгам 1674 года – уже селом с церковью Зачатия святого славного Пророка и Предтечи Крестителя Господня Иоанна, при которой показано : двор дьячка Панко Иванова, двор дьячка Матюшки Семенова, по их сказке у той церкви попа нет больше двадцати лет. Церковной пашни 2 четверти в поле, сена на 20 копен. В приходе к той церкви 5 дворов дворянских и детей боярских, крестьянских 7 дворов и бобыльских 3 двора.

Существует легенда о том, что место и название церкви подсказала писанная на железе икона "Зачатие Иоанна Предтечи", принесенная на место будущего храма во время наводнения.*

Деревянная Зачатьевская церковь (с такою же колокольнею) была построена в 1722 г. на месте ранее сгоревшей.** При церкви имеется библиотека, состоящая из 150 названий книг церковно-исторического и богословского содержания. В числе зданий, принадлежащих церкви, состоит деревянная лавка, сдаваемая в аренду. Церковной земли состоит под церковью и кладбищем 784 кв. сажени, под усадьбами 2 десятины, пахотной 39 десятин, под выгоном 9 десятин, под дровяным лесом 3 и под кустарником 2 десятины, неудобной под проселочной дорогой и оврагами 12 десятин, на каковую у прихожан имеется план и межевая книга. Земская школа в деревне Ибердус, в которой местный священник с 13 октября 1887 года состоит законоучителем. В состав прихода входят деревни Городищи (Тимохино) с 5 дворами, Степановка с 10 дворами, сельцо Отводная Дубровка с 22 дворами и деревня Ибердус при озере Баран с 355 дворами, в коих числится муж. пола 1124, жен. пола 1155, в том числе грамотных муж.пола 340, жен. пола 28. В причте по штату 1885 года положены 1 священник, 1 диакон и 1 псаломщик***.

 

Новый храм (также в честь Зачатия Иоанна Предтечи), каменный с каменною колокольнею, был построен в 1907 году тщание прихожан, с двумя приделами – правый придел во имя свт. Николая Чудотворца, левый придел во имя св. мученицы Параскевы*.***Этот каменный храм, кирпичный с белокаменной отделкой, величественный и красивый, ныне возобновлен. От стен этого храма открывается красимая перспектива на пойму реки Оки с речкой Талой, протекающей в непосредственной близости к Ибердусу.

   Очень возможно, что такой же пейзаж около храма имел место и на переломе XVIII – XIX столетий.

   И сегодня, стоя у стен храма и глядя в необъятную даль речной поймы, представляется зримой старинная легенда о принесенной сюда иконе во время половодья.

Ибердус  -  финно-угорское слово, обозначающее "что-то расположенное над рекой". В свое время были исследованы две стоянки древнего человека каменного века. И до сих пор находят каменные наконечники и глиняные черепки.

 

Во время Великой Отечественной войны многие жители Ибердуса помогали фронту. Сушили картошку, вязали варежки, шили белье. Все это возили на санях в Туму на ближайшую ж.д. станцию.

Ранее на территории села располагался колхоз "Животновод". По данным переписи 2010 года численность населения составляет 424 человека. Из объектов социальной сферы имеются общеобразовательная школа, фельшерско-акушерский пенкт, сельский клуб, библиотека.

 

Именно из села Ибердус начался священнический род Рябцевых. Фамилия священнического рода Рябцевых, к которому принадлежит священномученник Матфий Рябцев,* началась в 1821 году, когда эта фамилия была дана 9-летнему мальчику Гавриилу "Касимовской округи села Ибердуса Предтеченской церкви умершего дьякона Алексея Галактионова сыну", принятому на обучение в Касимовское духовное училище.** Отец его в метрических книгах села Ибердус значился диаконом в 1811-1813 года, но без фамилии***, а до служения диаконом был "Касимовского Духовного правления сторожем"****. До него в течение нескольких десятилетий в том же храме того села служил диаконом  Галактион Ерофеев, тоже без фамилии*****. В 1820-е годы, по распоряжению Императора Александра 1, всем священнослужителям присваивались фамилии для повышения их престижа перед бесфамильными крестьянами. Можно с уверенностью считать диакона Галактиона Ерофеева из села Ибердус родоначальником семьи священнослужителей Рябцевых в Касимовском уезде Рязанской епархии. Тем более, что имя Галактион достаточно редкое.

 

* См. "Жития новомученников и исповедников Российский XX века", составленные игуменом Дамаскиным (Орловским) Тверь, 2005, январь, С. 463-464.

**   ГАРО. Ф. 1280. Правление Рязанской духовной семинарии. Оп. 1. Д. 41.

*** ГАРО. Ф. 627. Духовная Консстория. Оп. 245. Метрические книги. ДД.42,43,44.

**** ГАРО. Ф. 627. Оп. 245. Д.41. Селов Ибердус. Запись № 28 о родившихся . Известны упоминания с 172-1809 года (ГАРО.Ф.627.Оп.245.ДД.10-40), но возможно, служил и ранее. Более ранних метрических книг села Ибердус в архиве не найдено.

***** Аргументы и факты, Рязань, № 12 (1317), март 2006. С.21.

 

* Священник Иоанн Добролюбов. Историко-статическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, ныне существующих и упраздненных со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX века и библиографическими указателями. Том 4 Рязань, 1891, С.117-118.

**  И. Добролюбов "Историко-статическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии, 1891 г. том 4, стр.117

***  ГАРО. Ф. 627. Оп.240. Клировые ведомости. Д.55. Св.71. Л. 256 (1910 г.)

****  ГАРО. Ф. 626. Касимовское духовное училище. Оп. 1 . Д.11. Л. 193-193об.